Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
д.Большое Седельниково
Принята
На заседании педагогического совета
от « » декабря 2024 г
Протокол №
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ «СОШ № 10»
____________________О.В.Дзюба
Приказ №
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Юнкоры: МЕДИА школы № 10»
Возраст учащихся: 11-14 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: Денисова Татьяна Владимировна,
педагог дополнительного образования
д. Большое Седельниково, 2024
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
1.Пояснительная записка
Образовательная программа "Юнкоры" разработана с целью развития социальной компетентности и
активной гражданской позиции учащихся. Она включает в себя различные направления, где ключевым моментом
является формирование критического мышления, навыков ответственности и вовлеченности в жизнь сообщества.
Программа "Юнкоры" предполагает создание условий, способствующих инициативности и креативности среди
подростков. Участвуя в социальных, культурных и медийных проектах, учащиеся активизируют свои лидерские
качества и развивают навыки работы в команде. Важным аспектом данного процесса является сотрудничество и
доверие между детьми и взрослыми, создающее атмосферу, способствующую социальной активности и
формированию ответственных граждан.
Дополнительная общеразвивающая программа (далее – Программа) разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами :
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением правительства Российской
Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
- приказ Министерство просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
общеобразовательным программам»;
2
деятельности
по
дополнительным
- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ / приложение
к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка».
Актуальность программы обусловлена современными тенденциями увеличения роли социального
взаимодействия, личностного роста и гражданской активности. В условиях быстро меняющегося мира важно,
чтобы дети научились работать в команде, принимать ответственные решения и критически мыслить.
Актуальность программы "Юнкоры" определяется необходимостью интеграции усилий всех участников
образовательного процесса: педагогов, учащихся и социальных партнеров. Это обеспечивает подготовку
социально-эффективных выпускников, которые способны адекватно реагировать на вызовы государственной
образовательной политики и становятся конкурентоспособными специалистами на рынке труда. Целостные
подходы в педагогике подчеркивают важность практического опыта для раскрытия потенциала учащихся и их
адаптации в постоянно меняющейся социальной среде.
Новизна данной программы заключается в интеграции различных образовательных методов и подходов,
направленных на активизацию участия учащихся в учебном процессе. Программа включает в себя разнообразные
интерактивные и практические занятия, которые помогают развивать аналитическое и креативное мышление.
Предложенная модель социально-гуманитарной практики является инновационным инструментом,
который включает создание новых проектов и программ. Эта деятельность направлена на развитие учащихся и
профессиональный рост педагогов, что обеспечит внедрение новшеств в образовательный процесс.
Формирование системы таких практик через социальное партнерство будет способствовать успешной
3
самореализации учащихся и постоянному самообразованию педагогов.Социологический подход рассматривает
практику как способ преобразования социальной среды, позволяя учащимся развиваться. Антропологический
подход акцентирует внимание на культурных и образовательных аспектах, направленных на личностное
развитие. Разнообразные практики в рамках программы (учебно-исследовательские, экскурсионные, творческие)
создают условия для освоения технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях, развивая
способность к самопродвижению.
Образовательная программа "Юнкоры" направлена на развитие социальной компетентности и активной
гражданской позиции учащихся.
Цель программы: создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностейличности
посредством овладения технологиями средств массовой информации.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Организовать деятельность школьного медиацентра - одного изинструментов воспитательного
воздействия для успешной социализацииобучающихся.
2. Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер,
корректор, а также фоторепортёр, видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др.
3. Научить создавать собственные проекты на основе полученных знаний.
4. Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно, ответственно и критически
анализировать содержание сообщений.
4
5. Создать живую, активно работающую информационную среду.
Развивающие:
1.
Способствовать повышению работоспособности учащихся.
2. Развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности.
Воспитательные:
1.
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
2.
Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, работать с различными источниками
информации.
3.
Воспитывать дисциплинированность.
4.
Способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении
общей цели.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- развитие личностных качеств: коммуникабельность, общая эрудиция, уровень культуры, выразительность
речи, дисциплину и ответственность за порученное дело;
-активное включение в общение и взаимодействие с окружающими на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и
условиях;
5
-проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
-оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
- выстраивать проблемный диалог при изучении нового материала;
- учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности
команды на занятии.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- иметь навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;
- получить ориентацию на творческий подход в любом виде журналисткой деятельности, уметь
организовывать и проводить деловые и ролевые игры;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль, слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре, реализации творческого проекта и
следовать им;
6
- учиться выполнять различные роли в группе (оператор, диктор, корреспондент, фотограф, монтажер и
др.).
Предметные результаты:
Первостепенным результатом реализации программы будет создание максимальной возможности проявить
учащимися свои возможности в избранной области деятельности, создать условия для профессионального
самоопределения и подготовки будущих корреспондентов, дикторов, операторов, монтажеров.
Умение максимально проявлять коммуникативные и лидерские способности (качества) в любой ситуации.
Овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию медиапродукта, умением использовать их
в разнообразных жизненных ситуациях.
В результате реализации программы у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе,
отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что
содержание данной программы раскрывает все стороны коммуникации, учащиеся будут демонстрировать такие
качества личности как: лидерство, творческий подход к труду, товарищество, трудолюбие, бережливость,
дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление реализовать
себя в профессиональном плане.
Программа "Юнкоры" ориентирована на создание условий, которые способствуют инициативности,
креативности и социальному взаимодействию среди подростков. Участвуя в различных социальных, культурных
и медийных инициативах, учащиеся имеют возможность развивать свои лидерские качества и навыки командной
7
работы. Этот процесс происходит в атмосфере сотрудничества, взаимного уважения и доверия между взрослыми
и детьми, что является основой для формирования активных и ответственных граждан.
Кроме того, программа способствует социализации подростков и направлена на выявление их творческого и
лидерского потенциала. Участие в проектах помогает детям осознать значимость их вклада в общество и понять,
как они могут оказывать влияние на окружающий мир через личностную и общественно полезную деятельность.
Отличительные особенности программы заключаются в подготовке учащихся к активному участию в
общественной жизни, а также в использовании современных методик обучения, включая проектные работы,
групповые дискуссии и различные формы взаимодействия. Программа адаптирована для учащихся в возрасте 1114 лет и ориентирована на индивидуальные особенности и уровень подготовки каждого ребенка.
Срок реализации программы составляет 2 года. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу, что
позволяет максимально эффективно распределить учебное время и создать комфортный темп обучения.
Формы и методы организации занятий
Занятия проходят в небольших группах, где применяются различные формы работы: групповые обсуждения,
парное сотрудничество и индивидуальные задания. Основными методами организации учебного процесса
являются словесные, наглядные, практические и проблемно-ориентированные подходы, что создает возможность
для реализации различных методов в комплексном взаимодействии.
Основные формы и средства обучения:
- творческие проекты;
- круглые столы;
8
- тренинги «Берем интервью»;
- регулярный выпуск новостей в школьной группе в социальной сети и видеороликов;
- конкурс анонсов, афиш;
- конкурс видеороликов;
- мастер-классы, дискуссии для юных журналистов;
- контрольные: прием видеороликов и другой медиапродукции.
Виды занятий по программе: лекция, вебинар, презентация, экскурсия, самостоятельная работа, работа в
подгруппах, работа в парах, публичное выступление, практическая работа, игровая деятельность, тестирование,
круглый стол, беседа.
Оценка эффективности программы
Оценка эффективности социально-гуманитарной практики среди участников кружка "Юнкоры" будет проходить
через систему многоуровневого мониторинга, включающего как количественные, так и качественные методы
Оценочный материал (диагностический инструмент) https://disk.yandex.ru/d/mUEhdq55zVRNnA :
1. Анкетирование и опросы: Периодически будут проводиться анонимные опросы среди участников для
определения уровня их удовлетворенности от участия в практике и сбора отзывов о проведенных мероприятиях.
Эти вопросы помогут оценить личную эффективность, уровень вовлеченности и полезность полученного опыта.
2. Самооценка учащихся: Участники будут заполнять анкеты самооценки, в которых смогут оценить свои
достижения и личные изменения в процессе участия в мероприятиях. Это поможет им осознать свои усилия и
достижения, а также выявить области для дальнейшего роста.
9
3. Результаты проектов: Эффективность программы также будет оценивается через конкретные результаты
реализованных социальных проектов. Оценка будет основываться на критериям, таким как влияние на общество,
количество вовлеченных участников и достигнутые цели.
4. Наблюдение и обратная связь: Педагоги будут систематически наблюдать за процессом реализации практики и
взаимодействием участников, предоставляя конструктивную обратную связь, которая поможет корректировать
подходы и методы работы.
5. Индикаторы развития навыков: Будут предложены методики тестирования и оценки для выявления
показателей развития ключевых навыков участников, таких как инициативность, ответственность и умение
работать в команде.
6. Анализ достижений: В конце учебного года будет составлен отчет, который соберет данные о проведенных
мероприятиях, полученных результатах и достижениях участников. Будут указаны рекомендации по улучшению
программы на следующий период.
Эта многогранная оценка позволит не только определить эффективность проводимой социальногуманитарной практики, но и адаптировать подходы и методы в соответствии с потребностями участников и
задачами, стоящими перед кружком "Юнкоры".
Раздел № 2. Содержание общеразвивающей программы
Объем программы
10
Название ДОП
1 год обучения
2 год обучения
Количество
Количество
часов в
часов в
неделю/год
неделю/год
1/35
1/35
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Юнкоры: МЕДИА
школы № 10»
ИТОГО за 2 года
68 часов
Уровень освоения содержания программы: стартовый (ознакомительный) (1 год обучения), базовый (2 год
обучения).
Учебный план
№
Название разделов, тем
Количество часов
Всего
в том числе
теори
практика
Форма
аттестации/
контроля
я
1.
Введение в журналистику
1.1.
Вводное занятие. Входной контроль
7
+
11
+
тестирование
1.2.
Основы радио
+
1.3.
Печатные издания
+
+
1.4.
Тележурналистика
+
+
2.
Техника речи. Актерское мастерство
2.1.
Культура речи
+
+
2.2.
Постановка голоса
+
+
2.3.
Дикция
+
+
2.4.
Сценическое внимание
+
+
2.5.
Упражнения на актерское мастерство
+
+++
3.
Интервью
3.1.
Виды интервью
+
+
3.2.
Структура интервью
+
++
3.3.
Стендап
+
+++
3.4.
Промежуточная аттестация
12
10
+
творческая
работа
4.
Новости
4.1.
Телевизионный репортаж
+
+
4.2.
Стиль и отбор новостей
+
++
10
12
4.3.
Ведение в кадре
+
++
4.4.
Телевизионный мейкап
+
+
5.
Операторское мастерство
5.1.
Ракурс
+
+
5.2.
План
+
+
5.3.
Работа с камерой
+
+
5.4.
Композиция, свет, цвет
+
++
5.5.
Репортажная и портретная фотография
+
+
6.
Монтаж и обработка
6.1.
Основы видеомонтажа
+
+
6.2.
Монтаж сюжета
+
+++
6.3.
Монтаж новостей
+
++
6.4.
Обработка фотографий
+
+++
6.5.
Итоговая аттестация
+
+
11
15
итоговая
творческая
работа
7.
СММ: продвижение в социальных сетях
3
ИТОГО
68
13
+++
Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в тележурналистику (7 часов)
Техника безопасности. Сообщение необходимой информации о технике безопасности в помещении до и во время
проведения занятий.
Теория: что такое тележурналистика, профессии тележурналистов, радио, газеты, журналы, правила работы с ними.
Практика: работа с программами MoovieMaker, Publisher.
Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство (12 час)
Теория: Культура речи. Виды публичных выступлений. Голос. Речь. Дикция
Практика: Упражнения на развитие речи, актерское мастерство
Раздел 3. Интервью (10 час)
Теория: структура и виды интервью, стендап.
Практика: поиск героя, создание интервью.
Промежуточная аттестация: творческая работа
Раздел 4. Новости (10 час)
Теория: Стиль и отбор новостей, ведение новостей, телевизионный репортаж.
14
Практика: Монтаж видеоновостей. Телевизионный мейкап.
Раздел 5. Операторское мастерство (11 часов)
Теория: Ракурсы. Планы. Виды видеороликов. Структура видео. Фотомастерство.
Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео
Раздел 6. Монтаж и обработка (15 часов)
Теория: изучение основ видеомонтажа и обработки фотографий.
Практика: работа с программами MuvieMaker, Publisher. Монтаж видео. Обработка фотографии.
Итоговая аттестация: творческая работа
Раздел 7. СММ: продвижение в социальных сетях (3 часа)
Раздел № 3 Методическое обеспечение программы
Методические материалы
Электронные учебники и электронные учебные пособия
Методическая литература
15
ПрограммыMovavi Photo Editor, Picture Manager, Paint.Netидр.
Учебно-наглядные пособия
Инструкции по технике безопасности
Таблицы, схемы, фотоматериалы
Электронные
учебно-наглядные
пособия,
в
т.ч.
компьютерные
презентации, видеоролики
Помещения и оборудование
Кабинет
Компьютер
Количество, шт.
1
По возможности компьютерный класс
Стул
15
Стол
4
Ноутбук
1
Мультимедийный проектор
1
Видеокамера
1
Колонки
1
Фотокамера
1
Список литературы
16
1.
Агафонов А.В., Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М., 1993,- 200с.
2.
Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М.,Дрофа, 1995, - 380с.
3.
Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop 7.0. Трюки и эффекты - Спб.: Питер, 2002
4.
КишикА.Н. AdobePhotoshop 7.0. Эффективный самоучитель
5.
Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео – Editing: television, cinema, video.
— M.: Издатель А. Г. Дворников, 2003.—206 с.
6.
Бурдье.П. О телевидении и журналистике /. Пер. Бурдье -. М:. Прагматика культуры, 2002 - 160 с.
7.
Деева И.В.// Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации «История и актуальные
проблемы отечественной и зарубежной журналистики». Шахты, 2014.
Электронные ресурсы:
Основы журналистики в школе http://kovgantv.ru/index.php/skachat
https://disk.yandex.ru/d/qTSh4gWkDzNcEw
17