Рабочая программа по ОБЖ для 10 класса_обновлённый ФГОС

Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
(далее — ОБЖ) разработана на основе требований к результатам освоения программы
среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной программы
воспитания, Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности», инструктивного письма Департамент государственной политики и
управления в сфере общего образования Минпросвещения России «Об организации
изучения вопросов начальной военной подготовки в образовательных организациях в
рамках освоения образовательных программ основного общего и среднего общего
образования» от 14.02.2023г. № 03-287 и предусматривает непосредственное применение
при реализации ООП СОО.
Рабочая программа
по ОБЖ
строит освоение содержания в логике
последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной
ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и
навыков в области безопасности жизнедеятельности, обеспечивает реализацию практикоориентированного подхода в преподавании учебного предмета ОБЖ, системность и
непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в
области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего
образования; помогает продолжить освоение содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, экстремальная ситуация,
чрезвычайная ситуация и разумного построения модели индивидуального и группового
безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в
природной, техногенной, социальной и информационной сферах.
Рабочая программа обеспечивает:
 формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации
ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
 достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и потребностям
общества в формировании полноценной личности безопасного типа;
 взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета ОБЖ на уровнях основного общего и среднего общего
образования;
 подготовку выпускников к решению актуальных практических задач
безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.
В рабочей программе содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлен
вариант (базовый уровень) реализации содержания, состоящими из отдельных модулей,
обеспечивающих системность и непрерывность изучения предмета на уровнях основного
общего и среднего общего образования, которые отражают, в том числе
сформированность представлений о роли России в современном мире, угрозах военного
характера, роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении мира, знание
основ обороны государства и воинской службы, прав и обязанностей гражданина в
области гражданской обороны, знание действий при сигналах гражданской обороны.

Модуль № 1 . «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе».
Модуль № 2 «Безопасность в быту».
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте».
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах».
Модуль № 5 . «Безопасность в природной среде».
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить Основы медицинских знаний».
Модуль № 7 «Безопасность в социуме».
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве».
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
№ 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности
жизни и здоровья населения».
По результатам обучения модуля № 10 обучающиеся должны знать роль обороны
страны для мирного социально-экономического развития Российской Федерации,
характеризовать роль Вооруженных Сил Российской Федерации в обороне страны, борьбе
с международным терроризмом, иметь представление о современном облике
Вооруженных Сил Российской Федерации, объяснять смысл понятий «воинская
обязанность» и «военная служба», иметь начальные знания в области обороны, основ
военной службы.
Программа предусматривает внедрение практико-ориентированных интерактивных
форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем и
виртуальных моделей.
Цели изучения предмета ОБЖ.
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования является
достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в
соответствии с актуальными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
 способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной жизни
на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций,
готовности к применению необходимых средств и действиям при возникновении
чрезвычайных ситуаций;
 сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости
личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
 знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени.

Место учебного предмета ОБЖ в учебном плане.
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования
отводится 68 часов в 10—11 классах.
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» призвана
способствовать освоению учащимися теоретических знаний и практических умений в
обеспечении личной и общественной безопасности в настоящем и будущем, в
формировании культуры безопасного поведения и деятельности с учетом индивидуальных
особенностей.

Курс ОБЖ является интегрированным, т. е. объединяет несколько предметных
областей (экология, физическая культура, охрана труда, гражданская оборона, начальная
военная подготовка, основы медицинских знаний) по проблеме безопасности
жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Предметные результаты освоения курса ОБЖ ориентированы на освоение
обучающимися в рамках интегрированного курса ключевых теорий, идей, понятий,
фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной
области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и
развивающих задач по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.
В основе педагогического процесса могут применяться формы организации
учебной деятельности: комбинированный урок; урок-лекция; урок-практикум; урок
закрепления знаний, умений и навыков.
На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная
и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой,
индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в
значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля
знаний учащихся. По предмету «ОБЖ» предусмотрены:
1. Тематический срез знаний;
2. Тематическое бумажное или компьютерное тестирования;
3. Устные ответы, с использованием иллюстративного материала;
4. Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям;
5. Итоговые контрольные работы;
6. Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные
проекты).
Содержательные линии учебника позволяют достичь личностных, метапредметных
и предметных результатов обучения, которые определены Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего общего образования.
Содержание учебного предмета ОБЖ.
МОДУЛЬ № 1. «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ».
Объяснять смысл понятия «культура безопасности». Характеризовать значение
культуры безопасности для жизни человека, государства, общества.
Объяснять смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск» («угроза»), «опасная
ситуация», «экстремальная ситуация», «чрезвычайная ситуация» и соотносить их
Иметь представления об уровнях взаимодействия человека и окружающей среды.
Приводить примеры .
Иметь представление об уровнях решения задачи обеспечения безопасности, приводить
примеры.
Раскрывать смысл понятия «безопасное поведение». Иметь представление о понятии
«виктимное поведение». Приводить примеры.
Знать и применять общие правила безопасного поведения.
Объяснять смысл понятия «рискориентированный подход» Приводить примеры
реализации рискориентированного подхода на уровне личности, общества, государства.
Сформировать представление о безопасном поведении как о неотъемлемой части жизни

современного человека и общества.

МОДУЛЬ № 2. «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ».
Классифицировать и характеризовать источники опасности в быту.
Знать общие правила безопасного поведения, владеть ими в бытовых ситуациях.
Иметь представление о защите прав потребителя, в том числе при совершении покупок
в Интернете.
Безопасно действовать в различных бытовых ситуациях . Знать порядок действий при
возникновении опасных ситуаций в быту.
Знать порядок оказания первой помощи при ушибах, переломах, кровотечениях.
Знать правила вызова экстренных служб, порядок взаимодействия с экстренными
службами.
Знать правила обращения с электрическими и газовыми приборами.
Иметь представления о возможных последствиях электротравмы. Знать порядок
проведения сердечно-лёгочной реанимации.
Иметь представления о современных системах извещения и пожаротушения в жилых
помещениях ..
Соблюдать правила пожарной безопасности в быту. Знать порядок действий при угрозе
или возникновении пожара
Знать порядок оказания первой помощи при химических и термических ожогах.
Иметь представление о нормативах прибытия пожарных в городах и сельской
местности, правилах действий пожарных расчётов.
Характеризовать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной
безопасности.
Соблюдать правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд;
лифт; мусоропровод; придомовая территория; детская площадка; площадка для выгула
собак и др).
Распознавать ситуации криминального характера. Знать меры профилактики и порядок
действий в ситуациях криминального характер
Знать правила поведения при коммунальной аварии, порядок вызова аварийных служб
и взаимодействия с ними.
МОДУЛЬ № 3. «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ».
Характеризовать опасности на различных видах транспорта.
Соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира,
водителя велосипеда и иных средств передвижения. Уметь учитывать разные условия
(движение по обочине; движение в тёмное время суток; движение с использованием
средств индивидуальной мобильности).
Приводить примеры взаимосвязи безопасности водителя и пассажира.
Иметь представления о знаниях и навыках, необходимых водителю автомобиля.
Знать порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера
(при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности
возгорания (с большим количеством участников).
Безопасно вести себя в метро, знать порядок действий при возникновении опасности (в

том числе при угрозе возникновения пожара, совершения террористического акта,
действий криминального характера).
Безопасно вести себя на железнодорожном транспорте. Знать порядок действий при
возникновении опасности (в том числе при угрозе возникновения пожара, совершения
террористического акта, действий криминального характера).
Безопасно вести себя на водном. Знать порядок действий при возникновении опасности
(в том числе при угрозе возникновения пожара, совершения террористического акта,
действий криминального характера).
Безопасно вести себя на авиационном транспорте. Знать порядок действий при
возникновении опасности (в том числе при угрозе возникновения пожара, совершения
террористического акта, действий криминального характера).
МОДУЛЬ № 4. «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ».
Характеризовать источники опасности в общественных местах.
Характеризовать источники опасности, связанные с действиями человека
(возникновение толпы, давки; проявление агрессии; криминальные ситуации; случаи,
когда потерялся человек).
Соблюдать правила безопасного поведения в общественных местах.
Знать порядок действий при попадании в толпу, давку.
Соблюдать правила поведения при проявлении агрессии.
Знать порядок действий при криминальной опасности.
Знать порядок действий в случаях, когда потерялся человек.
Знать порядок действий при угрозе или возникновении пожара в различных
общественных местах (лечебных, образовательных, культурных учреждениях).
Знать порядок действий при угрозе обрушения зданий или отдельных конструкций.
Знать порядок действий при угрозе совершения террористического акта.
МОДУЛЬ № 5. «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ».
Характеризовать основные источники опасности в природной среде.
Знать и соблюдать правила безопасного поведения на природе (в лесу; в горах; на водоёмах).
Иметь представление о способах ориентирования на местности, традиционных и современных
средствах навигациии. Знать порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной
среде.
Знать способы подачи сигнала о помощи.
Иметь представление о возможностях выживания в автономных условиях (способах
сооружения убежища; получения воды и пищи; защиты от перегрева и переохлаждения; правилах
поведения при встрече с дикими животными) Знать приёмы оказания первой помощи при
перегреве, переохлаждении, отморожении.

Знать общие правила поведения при чрезвычайных ситуациях природного характера.
Знать о причинах возникновения природных пожаров. Характеризовать роль человека
в возникновении и предупреждении природных пожаров. Приводить примеры.
Иметь представление о мероприятиях по борьбе с природными пожарами, возможных
последствиях и способах их смягчения.
Иметь представление о возможностях прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий и последствиях чрезвычайных ситуацийгеологического характера. Приводить примеры

Знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях геологического характера.
Иметь представление овозможностях прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий и последствиях чрезвычайных ситуаций гидрологического характера. Приводить примеры.
Знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях гидрологического характера.
Иметь представление о возможностях прогнозирования,
предупреждения, смягчения последствий ипоследствиях
чрезвычайных
ситуаций
метеорологического характера. Приводить примеры
Знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях метеорологического характера.
Объяснять смысл понятия «экология». Характеризовать влияние деятельности человека
на экологию.
Сформировать бережное отношение к природе.
Разумно пользоваться природными богатствами.
МОДУЛЬ № 6. «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ. ОСНОВЫ
МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ».
Объяснять смысл понятий «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни»,
«лечение», «профилактика».
Знать факторы, влияющие на здоровье человека, и составляющие здорового образа
жизни.
Иметь представления об инфекционных заболеваниях, механизмах их распространения
и способах передачи. Знать меры профилактики инфекционных заболеваний и защиты от
них.
Объяснять смысл понятия «вакцинация». Иметь представление о механизме действия
вакцины.
Иметь представление о национальном календаре профилактических прививок. .
Перечислять заболевания, вакцины от которых включены в национальный календарь
Приводить примеры этих заболеваний и их возможных последствий.
Раскрывать значение изобретения вакцины для жизни людей Приводить примеры
заболеваний, которые: побеждены при помощи вакцинации; не побеждены; от которых
вакцины пока не созданы.
Классифицировать
чрезвычайные
ситуации
биолого-социального
характера.
Приводить примеры.
Иметь представления о самых распространённых неинфекционных заболеваниях.
Характеризовать факторы риска для возникновения сердечно-сосудистых,
онкологических, эндокринных заболеваний, заболеваний дыхательной системы.
Раскрывать роль образа жизни в профилактике неинфекционных заболеваний.
Раскрывать роль диспансеризации для профилактики неинфекционных заболеваний.
Знать признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой
медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в животе, эпилепсия и
др).
Объяснять смысл понятий «психическое здоровье» и «психологическое благополучие.»
Знать критерии психического здоровья и психологического благополучия и факторы, влияющие на них.
Иметь представление о важности раннего выявления психических расстройств, роли
инклюзивной среды.

Сформировать доброжелательное отношение к людям с особенностями психического
развития.
Характеризовать влияние хронического стресса, психотравмирующей ситуации,
злоупотребления алкоголем и употребления наркотических средств на психическое
здоровье и психологическое благополучие человека.
Сформировать негативное отношение к употреблению алкоголя и наркотиков.
Знать и применять способы сохранения психического здоровья.
Знать критерии, когда необходима помощь специалиста. Характеризовать и соотносить
понятия «первая помощь» и «скорая медицинская помощь».
Знать состояния, при которых оказывается первая помощь, мероприятия первой
помощи, алгоритм первой помощи.
Владеть приёмами оказания первой помощи при неотложных состояниях. Знать
порядок действий в сложных случаях оказания первой помощи (травмы глаза; «сложные»
кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств; первая помощь при
нескольких травмах одновременно).
МОДУЛЬ № 7. «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ».
Объяснять смысл понятий «общение», «социальная группа», «большая группа»,
«малая группа».
Знать принципы и показатели эффективного межличностного общения и общения в
группе.
Соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми
и в различных группах (в школьном классе; в коллективе кружка, секции; в спортивной
команде).
Приводить примеры межличностного, группового и межгруппового конфликтов
Приводить примеры способов избегания и разрешения конфликтных ситуаций.
Характеризовать опасные проявления конфликтов. Знать способы разрешения
межличностных конфликтов, способы противодействия буллингу и проявлению насилия.
Сформировать негативное отношение к опасным проявлениям конфликтов.
Уметь распознавать манипуляцию. Отличать просьбы, аргументированное воздействие
от манипулятивного, иных форм деструктивного воздействия . Знать различные манипулятивные приёмы. Иметь представление о современных формах манипуляций, в том числе
с применением цифровых технологий или с использованием деструктивных психологических технологий.
Уметь
распознавать
манипулятивные
компоненты
в
мошеннических
криминалистических схемах.
Знать основы противодействия манипуляциям, организации пространства для
«здорового» общения внутри различных групп и коллективов и владеть ими.
Уметь отличать конструктивные способы психологического воздействия от
деструктивных форм.
Иметь представление о механизмах психологического влияния в больших группах .
Характеризовать способы воздействия на человека в большой группе (заражение;
внушение; подражание).
МОДУЛЬ № 8. «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ».

Характеризовать смысл понятий «цифровая среда», «цифровой след».
Раскрывать сущность и приводить примеры положительного и отрицательного влияния
цифровой среды на жизнь человека.
Знать признаки, осознавать опасность цифровой зависимости.
Характеризовать основные риски цифровой среды.
Иметь представление об основных правах человека в цифровой среде.
Знать и соблюдать правила безопасного поведения в цифровой среде.
Знать основные виды вредоносного программного обеспечения, принципы работы.
Характеризовать признаки мошенничества в цифровой среде.
Знать и применять правила безопасного использования электронных устройств и программного
обеспечения, правила защиты от мошенников.
Характеризовать основные поведенческие риски в цифровой среде.
Осознавать опасность сетевой травли . Знать правила противостояния травле в цифровой среде
и профилактические меры .

Характеризовать признаки деструктивных сообществ и деструктивного контента в
цифровой среде . Знать признаки вовлечения в деструктивные сообщества. Знать правила
профилактики вовлечения в деструктивные сообщества и противодействия ему.
Знать и соблюдать правила безопасной коммуникации в цифровой среде.
Объяснять смысл понятия «достоверность информации». Знать критерии проверки
достоверности информации.
Объяснять смысл понятия «информационный пузырь». Знать основные признаки
манипуляции сознанием и пропаганды.
Объяснять смысл понятия «фейк». Иметь представление о целях создания и
распространения фейков в цифровой среде, об их основных видах.
Знать правила и основные инструменты распознавания фейковых текстов и
изображений.
Иметь представления об основах правового регулирования, основных правонарушениях
в Интернете. Знать методы защиты прав в цифровом пространстве.
МОДУЛЬ № 9. «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И
ТЕРРОРИЗМУ».
Объяснять смысл понятий «терроризм» и «экстремизм», их взаимосвязь. Приводить
примеры экстремистской и террористической деятельности.
Характеризовать влияние экстремизма и терроризма на жизнь государства и общества.
Сформировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма и терроризма.
Распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность, знать способы противодействия.
Знать порядок действий при объявлении различных уровней террористической
направленности.
Уметь действовать при угрозе (обнаружении бесхозных вещей, подозрительных
предметов) или совершении террористического акта (нападении террористов и попытке
захвата заложников; попадании в заложники; огневом налёте; наезде транспортного
средства; подрыве взрывного устройства), проведении контртеррористической операции.
Объяснять цели, задачи, принципы противодействия экстремизму.
Объяснять цели, задачи, принципы противодействия терроризму. Знать структуру
общегосударственной системы противодействия терроризму.

МОДУЛЬ № 10. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И
ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
НАСЕЛЕНИЯ».
Знать роль обороны страны для мирного социально-экономического развития
Российской Федерации.
Характеризовать роль Вооружённых сил Российской Федерации в обороне страны,
борьбе с международным терроризмом . Приводить примеры .
Иметь представление о современном облике Вооружённых сил Российской Федерации.
Объяснять смысл понятий «воинская обязанность» и «военная служба».
Иметь начальные знания в области обороны, основ военной службы.
Характеризовать роль гражданской обороны в обеспечении национальной безопасности
Знать права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.
Иметь представления о классификации чрезвычайных ситуаций.
Характеризовать принципы организации Единой системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Иметь представление о задачах РСЧС. Приводить примеры.
Знать права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Иметь представление о правовой основе обеспечения национальной безопасности.
Знать принципы обеспечения национальной безопасности.
Характеризовать роль реализации национальных приоритетов в обеспечении
безопасности.
Объяснять роль личности, общества, государства в реализации национальных
приоритетов, приводить примеры.
Планируемые результаты освоения учебного предмета ОБЖ.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в российском обществе правилами и
нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ,
должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться
прежде всего в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские
достижения, в готовности к осмысленному применению принципов и правил безопасного
поведения в повседневной жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите
Отечества, бережном отношении к окружающим людям, культурному наследию и
уважительном отношении к традициям многонационального народа Российской
Федерации и к жизни в целом.

Гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и
способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни;
приемовответственности в области защиты населения и территории Российской
Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью
жизнедеятельности;
сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности как
основы для благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении безопасности
жизни и здоровья населения;
готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и
институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности
личности, общества и государства.
Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу,
памяти защитников Родины и боевым подвигам героев Отечества, гордости за свою
Родину и Вооружённые силы Российской Федерации, прошлое и настоящее
многонационального народа России, Российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и
природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых сил
Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни
и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и
готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу Духовнонравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного
отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность
реализовать рискориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать
в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных
ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и
традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества Эстетическое
воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности
жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного
поведения в повседневной жизни Физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему
здоровью и здоровью окружающих;
знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае
необходимости;

потребность в регулярном ведении здорового образа жизни; осознание последствий и
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития
личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в
процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военнопрофессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни Экологическое воспитание;
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального
характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности,
общества и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения
экологической грамотности и разумного природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий
и предотвращать их;
расширение представлений о деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития
общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических,
естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной
концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЖ, осознание его
значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и
государства;
способность применять научные знания для реализации принципов безопасного
поведения (способность предвидеть 20 опасные, экстремальные и чрезвычайные
ситуации, по возможности избегать их, безопасно действовать в таких ситуациях).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ,
должны отражать овладение универсальными учебными действиями
Овладение универсальными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности,
общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать,
разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и
классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять

их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации,
выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для
реализации рискориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества
и государства, анализировать их различные состояния для решения познавательных задач,
переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации,
необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач;
2) базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области
безопасности жизнедеятельности;
владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и
применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите
проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи,
самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных
(обоснованных) критериев;

раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным
(заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной
жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты,
обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их
реализации в реальных ситуациях;
использовать знания из других предметных областей для решения учебных задач в
области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретённые знания и навыки в
повседневную жизнь;
3) работа с информацией:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных
видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера решаемой
учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от
опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном
процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
общение:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносить
принципы её организации в повседневную жизнь;
1)

распознавать вербальные и невербальные средства общения;
совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной
учебной ситуации;
2)

ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих интересов,
мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли,
принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной
работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по
совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать
новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости; проявлять
творчество и разумную инициативу.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1)

самоорганизация:

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и
составлять план их решения в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать
ответственность за своё решение; оценивать приобретённый опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных
предпочтений и за счёт привлечения научно-практических знаний из других предметных
областей; повышать образовательный и культурный уровень;
2)

самоконтроль:

оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность; контролировать соответствие результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации,
выбора оптимального решения;
3)
принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможность контроля всего
вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации;
признавать право на ошибку свою и чужую.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся активной
жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового
безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности,
общества и государства Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих
проблем безопасности и способности построения модели индивидуального и группового
безопасного поведения в повседневной жизни Предметные результаты, формируемые в
ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны обеспечивать:
сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности,

общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в
собственном поведении;
сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных
ситуациях (в быту, на транспорте, в общественных местах, в природной среде, в социуме,
в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных и
экстремальных ситуаций; знание порядка действий в экстремальных и чрезвычайных
ситуациях;
сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения
всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте; знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике; знание о порядке
действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
знания о способах безопасного поведения в природной среде, умение применять их на
практике; знание порядка действий при чрезвычайных ситуациях природного характера;
сформированность представлений об экологической безопасности, о ценности бережного
отношения к природе, разумного природопользования;
владение основами медицинских знаний: владение приёмами оказания первой помощи
при неотложных состояниях; знание мер профилактики инфекционных и неинфекционных
заболеваний,
сохранения
психического
здоровья;
сформированность
представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и
физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о
необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера;
знание основ безопасного, конструктивного общения; умение различать опасные
явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение
предупреждать опасные явления и противодействовать им; сформированность
нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии;
знания о способах безопасного поведения в цифровой среде, умение применять их на
практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального
характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать
им;
знание основ пожарной безопасности, умение применять их на практике для
предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту,
общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности
граждан в области пожарной безопасности;
сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь
личности, общества, государства экстремизма, терроризма; знание роли государства в
противодействии терроризму; умение различать приёмы вовлечения в экстремистскую и
террористическую деятельность и противодействовать им; знание порядка действий при
объявлении разного уровня террористической опасности; знание порядка действий при
угрозе совершения террористического акта, при совершении террористического акта, при
проведении контртеррористической операции;
сформированность представлений о роли России в современном мире, об угрозах
военного характера, о роли вооружённых сил в обеспечении мира; знание основ обороны
государства и воинской службы, прав и обязанностей гражданина в области гражданской
обороны; знание действий при сигналах гражданской обороны;
знание основ государственной политики в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций различного характера; знание задач и основных принципов

организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области;
знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных
на защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о
роли государства, общества и личности в обеспечении безопасности.

.

.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОБЖ
Темы

Основные виды деятельности
обучающихся

Основное содержание

Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе» (2 ч)
Современные представления о
культуре безопасности

Понятие «культура безопасности», его
значение в жизни человека, общества,
государства.
Соотношение понятий «опасность»,
«безопасность», «риск» (угроза).
Соотношение понятий «опасная
ситуация», «экстремальная ситуация»,
«чрезвычайная ситуация».
Представление об уровнях
взаимодействия человека и
окружающей среды.
Общие принципы (правила) безопасного
поведения.
Индивидуальный, групповой,
общественно-государственный уровень
решения задачи обеспечения
безопасности

Объясняют смысл понятий «опасность»,
«безопасность», «риск (угроза)»,
«культура безопасности», «опасная
ситуация», «экстремальная ситуация»,
«чрезвычайная ситуация». Объясняют их
взаимосвязь.
Анализируют актуальные проблемы
безопасности жизнедеятельности.
Приводят примеры решения задач по
обеспечению безопасности в
повседневной жизни (индивидуальный,
групповой и общественногосударственный уровни).
Рассказывают об общих принципах
безопасного поведения, приводят
примеры

Влияние поведения на
безопас­ность. Рискориентированный подход к
обеспечению безопасности на
уровне личности, общества,
государства

Понятия «виктимность», «виктимное
поведение», «безопасное поведение».
Влияние действий и поступков человека
на его безопасность и благополучие.

Объясняют смысл понятий «виктимное
поведение», «безопасное поведение».
Анализируют влияние поведения
человека на его безопасность. Приводят
примеры.

Действия, позволяющие предвидеть
опасность.
Действия, позволяющие избежать
опасности.
Действия в экстремальной и опасной
ситуации.
Риск-ориентированное мышление как
основа обеспечения безопасности.
Риск-ориентированный подход к
обеспечению безопасности личности,
общества, государства

Вырабатывают навыки оценки своих
действий с точки зрения их влияния на
безопасность.
Раскрывают суть рискориентированного подхода к
обеспечению безопасности. Приводят
примеры реализации рискориентированного подхода на уровне
личности, общества, государства

Модуль № 2 «Безопасность в быту» (6 ч)
Источники опасности в быту.
Профилактика и первая помощь
при отравлениях

Источники опасности в быту, их
классификация. Общие правила
безопасного поведения.
Защита прав потребителя. Правила
безопасного поведения при
осуществлении покупок в Интернете.
Причины и профилактика бытовых
отравлений. Первая помощь, порядок
действий в экстренных случаях

Раскрывают источники и
классифицируют бытовые опасности.
Обосновывают зависимость риска
(угрозы) их возникновения от
поведения человека.
Объясняют права и обязанности
потребителя, правила совершения
покупок, в том числе в Интернете.
Оценивают их роль в совершении
безопасных покупок.
Оценивают риски возникновения
бытовых отравлений, вырабатывают
навыки их профилактики.
Актуализируют навыки первой помощи
при бытовых отравлениях

Безопасность в быту.
Предупреждение травм и
первая помощь при них.
Пожарная безопасность в быту

Предупреждение бытовых травм.
Правила безопасного поведения в
ситуациях, связанных с опасностью
получить травму (спортивные занятия,
использование различных
инструментов, стремянок, лестниц и
другое). Первая помощь при ушибах

Оценивают риски получения бытовых
травм. Анализируют взаимо­связь
поведения и риска получить травму.
Актуализируют правила пожарной
безопасности и электробезопасности,
оценивают влияние соблюдения правил
на безопасность в быту.

Безопасное поведение в местах
общего пользования

переломах, кровотечениях.
Основные правила безопасного
поведения при обращении и газовыми и
электрическими приборами.
Последствия электротравмы. Порядок
проведения сердечно-легочной
реанимации.
Основные правила пожарной
безопасности в быту.
Термические и химические ожоги.
Первая помощь при ожогах

Вырабатывают навыки безопасного
поведения в быту при использовании
газового и электрического
оборудования.
Актуализируют навыки поведения при
угрозе и возникновении пожара.
Актуализируют навыки первой помощи
при бытовых травмах, ожогах, порядок
проведения сердечно-лёгочной
реанимации

Правила безопасного поведения в местах
общего пользования (подъезд, лифт,
мусоропровод, придомовая территория,
детская площадка, площадка для выгула
собак и др.). Коммуникация с соседями.
Меры по предупреждению
преступлений.

Раскрывают правила безопасного
поведения в местах общего пользования
(подъезд, лифт, мусоропровод,
придомовая территория, детская
площадка, площадка для выгула собак и
др.).

Аварии на коммунальных системах
жизнеобеспечения. Правила безопасного
поведения в ситуации коммунальной
аварии. Порядок вызова аварийных
служб и взаимодействия
с ними. Действия в экстренных случаях

Оценивают влияние конструктивной
коммуникации с соседями на уровень
безопасности, приводят примеры.
Оценивают риски противоправных
действий, вырабатывают навыки,
снижающие криминальные риски.
Рассказывают о правилах поведения при
возникновении коммунальной аварии.
Вырабатывают навыки взаимодействия
с коммунальными службами

Модуль № 3 «Безопасность на транспорте» (6 ч)
Безопасность дорожного
движения

История появления правил дорожного
движения и причины их изменчивости.
Риск-ориентированный подход к
обеспечению безопасности на
транспорте.
Безопасность пешехода в разных
условиях (движение по обочине;
движение в тёмное время суток;
движение с использованием средств
индивидуальной мобильности).
Взаимосвязь безопасности водителя и
пассажира. Правила безопасного
поведения при поездке в легковом
автомобиле, автобусе. Ответственность
водителя. Ответственность пассажира.
Представления о знаниях и навыках,
необходимых водителю

Актуализируют правила дорожного
движения.
Анализируют изменение правил
дорожного движения в зависимости от
изменения уровня рисков (рискориентированный подход).
Оценивают риски для пешехода при
разных условиях, вырабатывают навыки
безопасного поведения.
Рассказывают о влиянии действий
водителя и пассажира на безопасность
дорожного движения. Приводят
примеры.
Объясняют права, обязанности,
ответственность пешехода, пассажира,
водителя.
Анализируют, какие знания и навыки
необходимы водителю

Порядок действий при
дорожно-транспортных
происшествиях

Порядок действий при дорожнотранспортных происшествиях разного
характера (при отсутствии
пострадавших; с одним или
несколькими пострадавшими; при
опасности возгорания; с большим
количеством участников)

Анализируют правила безопасного
поведения при дорожно-транспортных
происшествиях разного харак­тера.
Вырабатывают навыки оценки рисков и
планирования своих действий на основе
этой оценки.
Актуализируют навыки первой помощи,
навыки пользования огнетушителем

Безопасное поведение на
разных видах транспорта

Основные источники опасности в метро.
Правила безопасного поведения.
Порядок действий при возникновении
опасности, экстремальной или
чрезвычайной ситуации.

Раскрывают источники опасности на
различных видах транспорта. Приводят
примеры.
Объясняют правила безопасного
поведения на транспорте. Приводят

Основные источники опасности на
железнодорожном транспорте. Правила
безопасного поведения. Порядок
действий при возникновении опасности,
экстремальной или чрезвычайной
ситуации.
Основные источники опасности на
водном транспорте. Правила
безопасного поведения. Порядок
действий

примеры влияния поведения на
безопасность.
Рассказывают о порядке действий при
возникновении опасности,
экстремальной или чрезвычайной
ситуации на различных видах
транспорта

при возникновении опасности,
экстремальной или чрезвычайной
ситуации.
Основные источники опасности на
авиационном транспорте. Правила
безопасного поведения. Порядок
действий при возникновении опасности,
экстремальной или чрезвычайной
ситуации
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах» (6 ч)
Безопасность в общественных
местах. Опасности социальнопсихологического характера

Общественные места и их
классификация. Основные источники
опасности в общественных местах
закрытого и открытого типа. Общие
правила безопасного поведения.
Опасности в общественных местах
социально-психологического характера
(возникновение толпы и давки;
проявление агрессии; криминальные
ситуации; случаи, когда потерялся
человек).
Порядок действий при риске
возникновения или возникновении
толпы, давки. Эмоциональное заражение
в толпе, способы самопомощи.
Особенности поведения при попадании в
агрессивную и паническую толпу

Перечисляют и классифицируют
основные источники опасности в
общественных местах.
Раскрывают общие правила безопасного
поведения в общественных местах,
характеризуют их влияние на уровень
безопасности.
Вырабатывают навыки оценки рисков
возникновения толпы, давки.
Рассказывают о действиях, которые
минимизируют риски попадания в
толпу, давку, и о действиях, которые
позволяют минимизировать риск
получения травмы в случае попадания в
толпу, давку

Безопасность в общественных
местах. Опасности
криминального характера

Правила безопасного поведения при
проявлении агрессии.
Криминальные ситуации в
общественных местах. Правила
безопасного поведения. Порядок
действия при попадании в опасную
ситуацию.
Порядок действий в случаях, когда
потерялся человек (ребёнок; взрослый;
пожилой человек; человек с
ментальными расстройствами). Порядок
действий в ситуации, если вы
обнаружили потерявшегося человека

Оценивают риски возникновения
ситуаций криминального характера в
общественных местах.
Вырабатывают навыки безопасного
поведения при проявлении агрессии.
Вырабатывают навыки безопасного
поведения для снижения рисков
криминального характера.
Оценивают риски потеряться в
общественном месте.
Объясняют порядок действий в случаях,
когда потерялся человек

Безопасность в общественных
местах. Действия при пожаре,
обрушении конструкций, угрозе
или совершении
террористического акта

Порядок действий при угрозе
возникновения пожара в различных
общественных местах, на объектах с
массовым пребыванием людей
(лечебные, образовательные,
культурные, торгово-развлекательные
учреждения).
Меры безопасности и порядок действий
при угрозе обрушения зданий и
отдельных конструкций.
Меры безопасности и порядок

Актуализируют правила пожарной
безопасности в общественных местах.
Выделяют особенности поведения при
угрозе пожара и пожаре в общественных
местах разного типа.
Актуализируют правила поведения при
угрозе обрушения или обрушении
зданий или отдельных конструкций.
Раскрывают правила поведения при
угрозе совершения или совершении
террористического акта в общественном

поведения при угрозе, в условиях
совершения террористического акта

месте

Модуль № 5 «Безопасность в природной среде» (7 ч)
Безопасность в природной
среде

Отдых на природе. Источники опасности
в природной среде. Основные правила
безопасного поведения в лесу, в горах, на
водоёмах.
Общие правила безопасности в походе.
Особенности обеспечения безопасности
в водном походе. Особенности
обеспечения безопасности в горном
походе.
Ориентирование на местности. Карты,
традиционные и современные средства
навигации (компас, GPS)

Выделяют и классифицируют источники
опасности в природной среде.
Раскрывают особенности безопасного
поведения при нахождении в природной
среде, в том числе в лесу, на водоёмах, в
горах.
Рассказывают о способах
ориентирования на местности.
Анализируют разные способы
ориентирования, сравнивают их
особенности, выделяют преимущества и
недостатки

Выживание в автономных
условиях

Порядок действий в случаях, когда
человек потерялся в природной среде.
Источники опасности в автономных
условиях. Сооружение убежища.
Получение воды и питания. Способы
защиты от перегрева и переохлаждения
в разных природных условиях. Первая
помощь при перегревании,
переохлаждении и отморожении

Вырабатывают навыки безопасного
поведения, минимизирующие риски
потеряться в природной среде.
Рассказывают о порядке действий, если
человек потерялся в природной среде.
Актуализируют знания об основных
источниках опасности при автономном
нахождении в природной среде;
способах подачи сигнала о помощи.
Рассказывают о способах сооружения
убежища для защиты от перегрева и
переохлаждения, получения воды и
пищи, правилах поведения при встрече с
дикими животными.
Актуализируют навыки первой помощи
при перегреве, переохлаждении,
отморожении; навыки транспортировки
пострадавших

Чрезвычайные ситуации
природного характера.
Природные пожары

Чрезвычайные ситуации природного
характера. Общие правила поведения в
чрезвычайных ситуациях природного
характера (предвидеть; избежать
опасности; действовать: прекратить или
минимизировать воздействие опасных
факторов; дождаться помощи).
Природные пожары. Возможности
прогнозирования и предупреждения.
Правила безопасного поведения.
Последствия природных пожаров для
людей и окружающей среды

Называют и классифицируют
чрезвычайные ситуации природного
характера.
Выделяют наиболее характерные риски
для своего региона с учётом
географических, климатических
особенностей, традиций ведения
хозяйственной деятельности, отдыха на
природе.
Раскрывают применение принципов
безопасного поведения (предвидеть
опасность; по возможности избежать её;
при необходимости действовать) для
чрезвычайных ситуаций природного
характера.
Анализируют причины и признаки
возникновения природных пожаров.
Обосновывают влияние поведения
человека на риски возникновения
природных пожаров.
Вырабатывают навыки безопасных
действий при угрозе и возникновении
природного пожара

Чрезвычайные ситуации
геологического характера:
землетрясения, извержение

Чрезвычайные ситуации геологического
характера. Возможности
прогнозирования, предупреждения,

Называют и характеризуют
чрезвычайные ситуации геологического
характера.

вулканов, оползни, сели,
камнепады, снежные лавины

смягчения последствий. Правила
безопасного поведения. Последствия

Раскрывают возможности
прогнозирования, предупреждения,

чрезвычайных ситуаций геологического
характера

смягчения последствий чрезвычайных
ситуаций геологического характера.
Актуализируют знания о правилах
безопасного поведения при
чрезвычайных ситуациях
геологического характера.
Оценивают риски чрезвычайных
ситуаций геологического характера для
своего региона. Приводят примеры рискориентированного поведения

Чрезвычайные ситуации
гидрологического характера:
наводнения, паводки,
половодья, цунами

Чрезвычайные ситуации
гидрологического характера.
Возможности прогнозирования,
предупреждения, смягчения
последствий. Правила безопасного
поведения. Последствия чрезвычайных
ситуаций гидрологического характера

Называют и характеризуют
чрезвычайные ситуации
гидрологического характера.
Раскрывают возможности
прогнозирования, предупреждения,
смягчения последствий чрезвычайных
ситуаций гидрологического харак­тера.
Актуализируют знания о правилах
безопасного поведения при
чрезвычайных ситуациях
гидрологического характера.
Оценивают риски чрезвычайных
ситуаций гидрологического характера
для своего региона. Приводят примеры
риск-ориентированного поведения

Чрезвычайные ситуации
метеорологического характера:
бури, ливни, град, мороз, жара

Чрезвычайные ситуации
метеорологического характера.
Возможности прогнозирования,
предупреждения, смягчения
последствий. Правила безопасного
поведения. Последствия чрезвычайных
ситуаций метеорологического характера

Называют и характеризуют
чрезвычайные ситуации
метеорологического характера.
Раскрывают возможности
прогнозирования, предупреждения,
смягчения последствий чрезвычайных
ситуаций метеорологического характера.
Актуализируют знания о правилах
безопасного поведения при
чрезвычайных ситуациях
метеорологического характера.
Оценивают риски чрезвычайных
ситуаций метеорологического характера
для своего региона. Приводят примеры
риск-ориентированного поведения

Экологическая грамотность
и разумное
природопользование

Влияние деятельности человека на
природную среду. Причины и источники
загрязнения Мирового океана, рек,
почвы, космоса. Чрезвычайные ситуации
экологического характера. Возможности
прогнозирования, предупреждения,
смягчения последствий. Экологическая
грамотность и разумное
природопользование

Характеризуют источники
экологических угроз, обосновывают
влияние человеческого фактора на
риски их возникновения.
Характеризуют значение рискориентированного подхода к
обеспечению экологической
безопасности.
Вырабатывают навыки экологической
грамотности и разумного
природопользования

Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний» (8 ч)
Факторы, влияющие на
здоровье человека. Здоровый
образ жизни

Понятия «здоровье», «охрана здоровья»,
«здоровый образ жизни», «лечение»,
«профилактика».
Биологические, социальноэкономические, экологические
(геофизические), психологические
факторы, влияющие на здоровье
человека.
Составляющие здорового образа жизни:

Объясняют смысл понятий «здоровье»,
«охрана здоровья», «здоровый образ
жизни», «лечение», «профилактика» и
выявляют взаимосвязь между ними.
Оценивают степень влияния
биологических, социальноэкономических, экологических,
психологических факторов на здоровье.
Оценивают значение здорового образа

Инфекционные заболевания.
Значение вакцинации в борьбе
с инфекционными
заболеваниями

сон, питание, физическая активность,
психологическое благополучие

жизни и его элементов на состояние
человека, приводят примеры из
собственного опыта

Общие представления об инфекционных
заболеваниях. Механизм
распространения и способы передачи
инфекционных заболеваний.
Чрезвычайные ситуации биологосоциального характера. Меры
профилактики и защиты. Роль
вакцинации. Национальный календарь
профилактических прививок.
Вакцинация по эпидемиологическим
показаниям. Значение изобретения
вакцины для человечества

Характеризуют инфекционные
заболевания, раскрывают основные
способы распространения и передачи
инфекционных заболеваний.
Вырабатывают навыки соблюдения мер
личной профилактики.
Раскрывают роль вакцинации в
профилактике инфекционных
заболеваний. Приводят примеры.
Объясняют значение национального
календаря профилактических прививок
и вакцинации населения. Характеризуют
роль вакцинации для сообщества в
целом.
Объясняют смысл понятия «вакцинация
по эпидемиологическим показаниям».
Характеризуют чрезвычайные ситуации
биолого-социального характера,
действия при чрезвычайных ситуациях
биолого-социального характера.
Приводят примеры реализации рискориентированного подхода к
обеспечению безопасности при
чрезвычайных ситуациях биологосоциального характера

Неинфекционные заболевания.
Факторы риска и меры
профилактики. Роль
диспансеризации для
сохранения здоровья

Психическое здоровье и
психологическое благополучие

Неинфекционные заболевания. Самые
распространённые неинфекционные
заболевания. Факторы риска
возникновения сердечно-сосудистых
заболеваний. Факторы риска
возникновения онкологических
заболеваний. Факторы риска
возникновения заболеваний
дыхательной системы. Факторы риска
возникновения эндокринных
заболеваний.
Меры профилактики неинфекционных
заболеваний. Роль диспансеризации в
профилактике неинфекционных
заболеваний.

Характеризуют наиболее
распространённые неинфекционные
заболевания (сердечно-сосудистые,
онкологические, эндокринные и др.).
Оценивают основные факторы риска их
возникновения и степень опасности.
Анализируют признаки угрожающих
жизни и здоровью состояний (инсульт,
сердечный приступ и др.).
Вырабатывают навыки вызова скорой
медицинской помощи.
Обосновывают роль образа жизни в
профилактике и защите от
неинфекционных заболеваний.

Признаки угрожающих жизни и
здоровью состояний, требующие вызова
скорой медицинской помощи (инсульт,
сердечный приступ, острая боль в
животе, эпилепсия и др.)

Раскрывают значение диспансеризация
для ранней диагностики
неинфекционных заболеваний,
объясняют порядок прохождения
диспансеризации

Психическое здоровье и
психологическое благополучие.
Критерии психического здоровья и
психологического благополучия.
Основные факторы, влияющие на
психическое здоровье и психологическое
благополучие.
Основные направления сохранения и
укрепления психического здоровья
(раннее выявление психических
расстройств; минимизация влияния
хронического стресса: оптимизация
условий жизни, работы, учёбы;

Объясняют смысл понятий «психическое
здоровье» и «психологическое
благополучие», характеризуют их
влияние на жизнь человека.
Объясняют основные критерии
психического здоровья и
психологического благополучия.
Характеризуют факторы, влияющие на
психическое здоровье и психологическое
благополучие.
Объясняют основные направления
сохранения и укрепления психического
здоровья и психологического

профилактика злоупотребления
алкоголя и употребления наркотических
средств; помощь людям, перенёсшим
психотравмирующую ситуацию).
Меры, направленные на сохранение
и укрепление психического здоровья

благополучия.
Характеризуют негативное влияние
вредных привычек на умственную и
физическую работоспособность,
благополучие человека, общества,
государства.
Характеризуют роль раннего выявления
психических расстройств и создания
благоприятных условий для развития.
Объясняют смысл понятия
«инклюзивное обучение».
Вырабатывают навыки, позволяющие
минимизировать влияние хронического
стресса.
Характеризуют признаки
психологического неблагополучия и
критерии обращения за помощью

Первая помощь

Первая помощь. История возникновения
скорой медицинской помощи и первой
помощи.
Состояния, при которых оказывается
первая помощь. Мероприятия первой
помощи. Алгоритм первой помощи.
Оказание первой помощи в сложных
случаях (травмы глаза; «сложные»
кровотечения; первая помощь с
использованием подручных средств;
первая помощь при нескольких травмах
одновременно).
Действия при прибытии скорой
медицинской помощи

Объясняют правовые основы оказания
первой помощи в Российской
Федерации.
Объясняют смысл понятий «первая
помощь», «скорая медицинская
помощь», их соотношение.
Актуализируют знания о состояниях, в
которых оказывается первая помощь, и
мероприятиях первой помощи.
Актуализируют навыки применения
алгоритма первой помощи.
Вырабатывают навыки безопасных
действий по оказанию первой помощи в
различных условиях (травмы глаза;
«сложные» кровотечения; первая помощь
с использованием подручных средств;
первая помощь при нескольких травмах
одновременно)

Модуль № 7 «Безопасность в социуме» (8 ч)
Общение в жизни человека.
Межличностное общение,
общение в группе

Определение понятия «общение».
Особенности общения людей. Принципы
и показатели эффективного общения.
Общие представления о понятиях
«социальная группа», «большая группа»,
«малая группа».
Межличностное общение, общение в
группе, межгрупповое общение
(взаимодействие). Особенности
общения в группе. Психологические
характеристики группы и особенности
взаимодействия в группе.
Групповые нормы и ценности.
Коллектив как социальная группа.
Психологические закономерности в
группе

Объясняют смысл понятия «общение».
Характеризуют роль общения в жизни
человека. Приводят примеры
межличностного общения и общения в
группе.
Объясняют смысл понятий «социальная
группа», «малая группа», «большая
группа».
Характеризуют взаимодействие в
группе.
Объясняют влияние групповых норм и
ценностей на комфортное и безопасное
взаимодействие в группе. Приводят
примеры

Конфликты и способы их
разрешения

Понятие «конфликт». Стадии развития
конфликта. Конфликты в
межличностном общении; конфликты в
малой группе.
Факторы способствующие и
препятствующие эскалации конфликта.
Способы поведения в конфликте.
Деструктивное и агрессивное поведение.
Конструктивное поведение в конфликте.

Объясняют смысл понятия «конфликт».
Называют стадии развития конфликта.
Приводят примеры.
Анализируют факторы, способствующие
и препятствующие развитию конфликта.
Вырабатывают навыки конструктивного
разрешения конфликта.
Объясняют условия привлечения
третьей стороны для разрешения

Конструктивные и
деструктивные способы
психологического воздействия

Роль регуляции эмоций при разрешении
конфликта, виды

конфликта.

эмоциональной регуляции. Способы
разрешения конфликтных ситуаций.
Основные формы участия третьей
стороны в процессе урегулирования и
разрешения конфликта. Ведение
переговоров при разрешении
конфликта.
Опасные проявления конфликтов.
Конфликт, буллинг, насилие. Понятие
«виктимность». Способы
противодействия буллингу и
проявлению насилия

Вырабатывают навыки пресекать
опасные проявления конфликтов.
Раскрывают способы противодействия
буллингу, проявлениям насилия

Способы психологического воздействия.
Психологическое влияние в малой
группе. Положительные и
отрицательные стороны конформизма.
Эмпатия и уважение к партнёру
(партнёрам) по общению как основа
коммуникации.
Убеждающая коммуникация. Этапы
убеждения. Подчинение и
сопротивление влиянию.
Манипуляция в общении. Цели,
технологии и способы противодействия.
Манипулятивное воздействие

Перечисляют способы психологического
воздействия.
Формируют навыки конструктивного
общения.
Объясняют смысл понятия
«манипуляция». Называют
характеристики манипулятивного
воздействия. Приводят примеры.
Формируют навыки противодействия
манипуляции

в группе. Манипулятивные приёмы.
Манипуляция и мошенничество
Психологические механизмы
воздействия на большие
группы людей

Деструктивные псевдопсихологические
технологии.
Психологическое влияние в больших
группах. Способы воздействия на
человека в большой группе (заражение;
убеждение; внушение; подражание)

Раскрывают способы воздействия на
человека в большой группе (заражение;
убеждение; внушение; подражание).
Приводят примеры.
Формируют навык выявлять
деструктивные псевдопсихологические
технологии и противостоять их
воздействию

Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве» (8 ч)
Безопасность в цифровой среде

Понятия «цифровая среда», «цифровой
след». Влияние цифровой среды на
жизнь человека. Приватность,
персональные данные.
«Цифровая зависимость», её признаки и
последствия.
Опасности и риски цифровой среды, их
источники.
Правила безопасного поведения в
цифровой среде

Характеризуют цифровую среду, её
влияние на жизнь человека. Объясняют
смысл понятий «цифровая среда»,
«цифровой след», «персональные
данные».
Анализируют угрозы цифровой среды
(цифровая зависимость; вредоносное
программное обеспечение; сетевое
мошенничество и травля; вовлечение в
деструктивные сообщества;
запрещённый контент), раскрывают их
характерные признаки.
Вырабатывают навыки безопасных
действий по предотвращению рисков,
профилактике угроз и защите от
опасностей цифровой среды

Опасности, связанные с
использованием программного
обеспечения

Вредоносное программное обеспечение.
Виды вредоносного программного
обеспечения, его цели, принципы
работы. Правила защиты от
вредоносного программного

Объясняют смысл понятий
«программное обеспечение»,
«вредоносное программное
обеспечение».
Характеризуют и классифицируют

Опасности, связанные с
коммуникацией в цифровой
среде

обеспечения.
Кража персональных данных, паролей.
Мошенничество, фишинг, правила
защиты от мошенников.
Правила безопасного использования
устройств и программ

опасности, анализируют риски,
источником которых является
вредоносное программное обеспечение.
Вырабатывают навыки безопасного
использования устройств и программ

Поведенческие риски в цифровой среде
и их причины.
Опасные персоны, имитация близких
социальных отношений.
Неосмотрительное поведение и
коммуникация в Сети как угроза для
будущей жизни и карьеры.
Травля в Сети, методы защиты от
травли.
Деструктивные сообщества и
деструктивный контент в цифровой
среде, их признаки. Механизмы
вовлечения в деструктивные
сообщества. Вербовка, манипуляция,
воронки вовлечения.

Перечисляют и классифицируют риски,
связанные с поведением людей в
цифровой среде.
Раскрывают опасности, связанные с
коммуникацией в цифровой среде
(имитация близких социальных
отношений; травля; шантаж
разглашением сведений; вовлечение в
деструктивную, противоправную
деятельность), способы их выявления и
противодействия им.
Вырабатывают навыки безопасной
коммуникации в цифровой среде

Радикализация деструктива.
Профилактика и противодействие
вовлечению в деструктивные
сообщества.
Правила коммуникации в цифровой
среде
Достоверность информации в
цифровой среде

Достоверность информации в цифровой
среде. Источники информации. Проверка
на достоверность.
«Информационный пузырь»,
манипуляция сознанием, пропаганда.
Фальшивые аккаунты, вредные
советчики, манипуляторы.
Понятие «фейк», цели и виды,
распространение фейков.
Правила и инструменты для
распознавания фейковых текстов и
изображений

Объясняют смысл и взаимосвязь
понятий «достоверность информации»,
«информационный пузырь», «фейк».
Вырабатывают навыки проверки
достоверности, легитимности
информации, её соответствия правовым
и морально-этическим нормам

Защита прав в цифровом
пространстве

Понятие прав человека в цифровой
среде, их защита.
Ответственность за действия в
Интернете. Запрещённый контент.
Защита прав в цифровом пространстве

Раскрывают правовые основы
взаимодействия с цифровой средой,
вырабатывают навыки безопасных
действий по защите прав в цифровой
среде.
Объясняют права, обязанности
и ответственность граждан и
организаций в информационном
пространстве

Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму» (6 ч)
Экстремизм и терроризм как
угроза устойчивого развития
общества

Экстремизм и терроризм как угроза
устойчивого развития общества.
Понятия «экстремизм» и «терроризм»,
их взаимосвязь. Варианты проявления
экстремизма, возможные последствия.
Преступления террористической
направленности, их цель, причины,
последствия.
Опасность вовлечения в экстремистскую
и террористическую деятельность:
способы и признаки. Предупреждение и

Характеризуют экстремизм и терроризм
как угрозу благополучия человека,
стабильности общества и государства.
Объясняют смысл и взаимосвязь
понятий «экстремизм» и «терроризм».
Анализируют варианты их проявления и
возможные последствия.
Анализируют признаки вовлечения в
экстремистскую и террористическую
деятельность, вырабатывают навыки
безопасных действий при их

Правила безопасного поведения
при угрозе и совершении
террористического акта

противодействие вовлечению в
экстремистскую и террористическую
деятельность

обнаружении

Формы совершения террористических
актов. Уровни террористической угрозы.
Правила поведения и порядок действий
при угрозе или совершении
террористического акта, проведении
контртеррористической операции

Анализируют методы и виды
террористической деятельности.
Характеризуют уровни
террористической опасности,
вырабатывают навыки безопасных
действий при их объявлении.
Актуализируют навыки безопасных
действий при угрозе (обнаружение
бесхозных вещей, подозрительных
предметов и др.) и совершении
террористического акта (подрыв
взрывного устройства; наезд
транспортного средства; попадание в
заложники и др.), проведении
контртеррористической операции

Противодействие экстремизму
и терроризму

Противодействие экстремизму и
терроризму в Российской Федерации.
Цели, задачи, принципы

Раскрывают правовые основы,
структуру и задачи государственной
системы противодействия экстремизму
и терроризму.
Объясняют права, обязанности и
ответственность граждан и организаций
в области противодействия экстремизму
и терроризму

Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства
в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения» (9 ч)
Оборона страны как
обязательное условие
благополучного развития
страны

Защита населения и
территорий от чрезвычайных

Россия в современном мире. Оборона
страны как обязательное условие
мирного социально-экономического
развития Российской Федерации и
обеспечение её военной безопасности.
Роль Вооружённых сил Российской
Федерации и других войск, воинских
формирований и органов, повышения
мобилизационной готовности
Российской Федерации в обеспечении
национальной безопасности.
Современная армия. Воинская

Анализируют угрозы военной
безопасности Российской Федерации,
обосновывают значение обороны
государства для мирного социальноэкономического развития страны.
Характеризуют роль Вооружённых сил
Российской Федерации и других войск,
воинских формирований и органов,
повышения мобилизационной
готовности Российской Федерации в
обеспечении национальной
безопасности. Приводят примеры.

обязанность и военная служба.
Подготовка к службе в армии.
Права и обязанности граждан
Российской Федерации в области
гражданской обороны

Объясняют историю развития и
характеризуют современное состояние
Вооружённых сил Российской
Федерации.
Приводят примеры применения
Вооружённых сил Российской
Федерации в борьбе с международным
терроризмом.
Раскрывают понятия «воинская
обязанность», «военная служба».
Раскрывают содержание подготовки к
службе в армии.
Объясняют права и обязанности
граждан Российской Федерации в
области гражданской обороны.
Актуализируют действия при сигнале
«Внимание всем!»

Классификация чрезвычайных ситуаций
по масштабам и причинам

Классифицируют чрезвычайные
ситуации по масштабам и причинам

ситуаций

Взаимодействие личности,
общества и государства в
обеспечении национальной
безопасности

возникновения.
Единая государственная система
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Территориальный и функциональный
принцип организации РСЧС.

возникновения. Приводят примеры.
Характеризуют правовую основу
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.

Её задачи и примеры их решения. Права
и обязанности граждан в области
защиты от чрезвычайных ситуаций

Раскрывают понятие Единой системы
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС),
объясняют задачи РСЧС, приводят
примеры их решения.
Объясняют права и обязанности
граждан в области защиты от
чрезвычайных ситуаций

Правовая основа обеспечения
национальной безопасности.
Принципы обеспечения национальной
безопасности.
Реализация национальных приоритетов
как условие обеспечения национальной
безопасности и устойчивого развития
Российской Федерации.
Взаимодействие личности, государства и
общества в реализации национальных
приоритетов

Раскрывают правовые основы и
принципы обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации.
Характеризуют роль личности, общества
и государства в достижении
стратегических национальных
приоритетов. Объясняют значение их
реализации в обеспечении комплексной
безопасности и устойчивого развития
Российской Федерации, приводят
примеры


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».