Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом
от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание
образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной
программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения
образования указанными обучающимися.
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273
под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя:
- использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- использование специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
обучающимися с ОВЗ.
В соответствии с данной статьей
органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере
образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной
категории обучающихся, включая создание специальных условий в
общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные
программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в
отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.
Необходимость создания
образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в
соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082
"Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии".
Зачисление в образовательную
организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение
пообразовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, утвержденным приказомМинистерства просвещения РФ от
02.09.2020 г. № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя
(законного представителя) ребенка и заключения, и рекомендаций ПМПК.
В рекомендациях ПМПК должна быть
определена:
- образовательная программа
(основная образовательная программа начального, или основного, или среднего
общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы
начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ №
273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося
с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или
специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая
особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст.
2 ФЗ № 273);
- форма получения образования;
- необходимость периода
динамического наблюдения;
- направления работы специалистов
сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог,
учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);
- условия прохождения
государственной итоговой аттестации и др.
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и
индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей
(законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не
представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем
представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является
основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования,
и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере
образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в
соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.
В соответствии с частью 11 статьи 13
ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления
образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям,
осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и
дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения
образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
- по основным общеобразовательным
программам различного уровня и (или) направленности - приказ Министерства
просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности
организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;
ФЗ № 273 выделил некоторые
особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности,
ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым
программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на
основании рекомендаций ПМПК.
Для отдельных категорий лиц,
обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам,
предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ
№ 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с
различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и
среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования".
Следует отметить, что адаптированные
основные общеобразовательные программы являются предметом государственной
аккредитации.
В соответствии со статьей 16 ФЗ №
273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе
для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных
образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки
РФ от 23 августа 2017г. N816 "Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ". Образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность.
В МАОУ СОШ №10 специализированный
учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на
этапах их поступления и обучения в школу. Для организации информационной
открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте
создан специальный раздел «Доступная среда», официальный сайт адаптирован для лиц
с нарушениями зрения (слабовидящих).
В школе создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специально оборудованных учебных кабинетов для маломобильных групп не имеется.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не имеется.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Школьная библиотека расположена на втором этаже основного здания школы. Она занимает изолированное, приспособленное помещение – комнату площадью 38,2 м2. В библиотеке имеется отдельное хранилище для учебников площадью – 18,2 м2.Библиотека оборудована столами для читателей, стульями, книжными шкафами, стеллажами, каталожным шкафом и рабочим столом для библиотекаря в составе персонального компьютера, принтера. Рабочее место библиотекаря имеет выход в Интернет. Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими средствами, приспособленными для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не предусмотрено. Доступ к имеющемуся библиотечному фонду для инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых осуществляется обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации обучающиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Реализация адаптированных образовательных программ предусматривает использование в образовательной деятельности учебников для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специальные условия питания
В образовательной организации осуществляется обеспечение бесплатным двухразовым питанием (завтрак и обед) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей – инвалидов.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание в образовательной организации осуществляется на базе лицензированного медицинского кабинета фельдшером ГАУЗ СО «Сысертская центральная районная больница».Лицензия на осуществление медицинской деятельности во вложении.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена:
·электронной почтой;
·локальной сетью;
·выходом в Интернет;
·разработан и действует школьный сайт.
Услуги сети интернет Доступ к сети интернет обеспечивается в соответствиис договором оказание телематических услуг об оказании услуг связипо передаче данных с юридическим лицом.В образовательном учреждении внедренаи функционирует автоматизированная информационная система Дневник.ру.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации.
Доступк информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Современная платформа официального сайта Министерства образования и молодежной политики Свердловской области (далее – Министерство) обеспечивает доступность большого объема информации по всем направлениям сфер образования и молодежной политики. На сайте Министерства размещаются новости, официальные документы, методические рекомендации, анонсы мероприятий и много другой полезной информации.
сайт Министерства - https://minobraz.egov66.ru;
официальная страница Министерства в социальной сети «ВКонтакте» -https://vk.com/minobraz_so.
Также Министерство образования и молодежной политики информирует о том, что на главной странице официального сайта Министерства создан раздел "Образование детей с особыми образовательными потребностями", где ежедневно размещаются методические и учебные материалы, презентации по реализации программ и организации досуга для детей с ОВЗ.
https://yadi.sk/i/Oe-BdAiRXoLi6w?uid=368192861- актуальные вопросы в воспитании детей с ОВЗ.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не имеется.